Сделать стартовой Отправить e-mail Главная  Блог  Новости  Форум  Гостевая  Статьи  Файлы  Изображения  Онлайн игры  Сайты  Фильмы на DVD  Каталог карт CS  Winamp обложки English version Die deutsche version La version francaise النسخة العربية

Каталог статей

Главная » Статьи » Биографии » В » Вольфганг Амадей Моцарт [ Добавить материал ]
 
А [7] Б [2] В [4]
Г [7] Д [2] Е [0]
Ж [2] З [0] И [0]
К [1] Л [6] М [1]
Н [3] О [0] П [4]
Р [3] С [1] Т [0]
У [0] Ф [1] Х [0]
Ц [0] Ч [3] Ш [1]
Э [1] Ю [0] Я [0]
 
Вольфганг Амадей Моцарт
25.02.2009

Йога́нн Хризосто́м Вольфганг Теофи́л Мо́царт (нем. Joannes Chrysostomus Wolfgang Theophilus Mozart; * 27 января 1756 в Зальцбурге; † 5 декабря 1791 в Вене), более известный как Во́льфганг Амаде́й Мо́царт немецкое произношение имени (info) — австрийский композитор, инструменталист и дирижёр.

Видный представитель Венской классической школы композиции. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Масон с 1784 года.

Дата рождения
27 января 1756
Место рождения
Зальцбург
Дата смерти
5 декабря 1791
Место смерти
Вена
Страна
Священная Римская империя
Профессии
композитор, органист, скрипач, дирижёр

Биография

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей Зальцбургского архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два слова — имя святого Иоанна Златоуста, не использующееся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Леопольд Моцарт

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В 1771 г. в Милане, опять же при противодействии театральных импрессарио, всё же была поставлена опера Моцарта «Mitridate, Re di Ponto» (Митридат, царь Понтийский), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, среди его произведений насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию № 31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов Моцарта проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящим. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт для обеспечения своей семьи должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы «L’oca del Cairo» (178З) и «Lo sposo deluso» (1784) остались неоконченными.

В 1783—85 гг. созданы шесть знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Женитьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Женитьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Женитьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело ещё больший успех, чем «Женитьба Фигаро».

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие центры музыкальной культуры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то всё же не решился оставить Вену. После «Дон-Жуана» Моцарт сочиняет три наиболее известные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяцев в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая «Юпитером». В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующей виолончели (ре мажор).

Антонио Сальери

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Интересна история написания «Реквиема». Незадолго до смерти Моцарта посетил некий таинственный незнакомец в чёрной маске и заказал ему «Реквием» (траурную заупокойную мессу). Как установили биографы композитора, это был граф Ф. Вальдегг-Штуппах, решивший выдать купленное сочинение за собственное. Моцарт погрузился в работу, но недобрые предчувствия не покинули его. Таинственный незнакомец в чёрной маске, «чёрный человек» неотступно стоит перед его глазами. Композитору начинает казаться, что эту заупокойную мессу он пишет для себя… Работу над незавершённым «Реквиемом», по сегодняшний день потрясающим слушателей скорбным лиризмом и трагической выразительностью, закончил его ученик М. Ф. Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.

Моцарт и масонство

Моцарт, как и его отец Леопольд Моцарт, принял масонство в 1784 году, и во многих его поздних сочинениях прослеживаются масонские идеи (в частности, в опере «Волшебная флейта», KV 620). Есть даже версия об отравлении Моцарта масонами, правда, нет никаких подтверждений этой версии.

Оценка творчества

$IMAGE2$

2 шиллинга 1931 г. — австрийская памятная монета, посвящённая 175-летию со дня рождения Моцарта

В его фортепианной литературе замечается смесь гениальных идей с общими местами, глубочайших чувств — с дешёвой шутливостью, искусства — с небрежной работой. Много драгоценного можно найти в его квартетах и квинтетах, а среди его симфоний (всего их около 40) выше всего стоят лирическая симфония № 39 Es-dur, патетическая № 40 g-moll и эпическая № 41 C-dur «Юпитер», написанные в 1788 г. Моцарт оставил свой след во всех жанрах современной ему музыки; с его именем неотрывно связано представление о всеобъемлющем музыкальном гении.

Выдающаяся черта всех его творений — задушевность. У Моцарта, как человека с незначительным научным образованием, круг идей был не столь обширен, как у Бетховена, но по выразительности музыку Моцарта верно назвали в Германии «музыкой души»: в ней отразилась вся прекрасная, любящая, искренняя натура Моцарта. От чувства изящного Моцарт никогда не отступал, оставаясь верным следующему взгляду, высказанному им в письме к отцу: «Страсти не должны быть выражаемы так сильно, чтобы возбуждать отвращение; музыка, даже при самых ужасных ситуациях, никогда не должна оскорблять слуха, но обязана ему доставлять наслаждение».

В смысле изучения лучших образцов музыкальной литературы, главными учителями Моцарта были в области духовной музыки — Гендель (произведения И. С. Баха во времена Моцарта были почти неизвестны), в области оперы — Глюк, в инструментальной музыке — Гайдн. О Моцарте как об исполнителе на клавесине современники его говорили в следующих выражениях: «Лёгкость невероятная, в особенности левой руки, тончайшая нежность, выразительность самая изящная, чувство, трогавшее сердце до глубины — таковы были качества исполнения Моцарта. Вместе с богатством идей и великолепием его сочинений, они приводили в восторг слушателей и делали его первым клавесинистом своего века». Столь же великолепно Моцарт играл и на фортепиано (этот инструмент был изобретён в годы его юности).

Тематический каталог сочинений Моцарта, с примечаниями, составленный Кёхелем («Chronologisch-thematisches Verzeichniss sämmtlicher Tonwerke W. A. Mozart´s», Лейпциг, 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению Кехеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оффертории, гимны и пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, 49 симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.

О Моцарте

Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки.

(Борис Асафьев)

В честь Моцарта назван кратер на Меркурии.

Произведения о Моцарте

Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно — ниже приведены наиболее известные из них:

Драмы. Пьесы. Книги.
«Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — 1830, А. С. Пушкин, драма
«Моцарт на пути в Прагу». — Эдуард Мёрике, повесть
«Амадеус». — Питер Шеффер, пьеса.
«Несколько встреч с покойным господином Моцартом». — 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.
«Убийство Моцарта». — 1970 Вейс, Дэвид, роман
«Возвышенное и земное». — 1967 Вейс, Дэвид, роман
«Старый повар». — К. Г. Паустовский

Фильмы
Моцарт и Сальери — 1962, реж. В. Гориккер, в роли Моцарта И. Смоктуновский
Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери — 1979, реж. М. Швейцер В роли Моцарта В. Золотухин
Амадей — 1984, реж. Милош Форман, в роли Моцарта Т. Халс
Очарованные Моцартом — 2005 документальный фильм, Канада, ZDF, ARTE, 52 мин. реж. Томас Вальнер и Ларри Вайнштейн
Известный искусствовед Михаил Казиник о Моцарте, фильм «Ad Libitum»
«Моцарт» — двухсерийный документальный фильм. Транслировался 21.09.08 на канале «Россия».

Произведения

Оперы

«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст
«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж.-Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буфф на либретто Гольдони
«Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
«Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
«Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
«Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
«Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
«Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х.Черновин, 2006)
«Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
«Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
L’oca del Cairo, 1783
Lo sposo deluso
«Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
«Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787; Дон Жуан (фильм, 1979) — экранизация оперы
«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
«Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

Теги: Амадей, Вольфганг, Моцарт
Категория: В | Добавил: Gangsta-Sun (25.02.2009) | Просмотров: 441 | Рейтинг: Голосов: 0/Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Дорогие посетители и пользователи, пожалуйста, оцените публикацию и напишите свой комментарий к ней, тем самым Вы поможете развитию проекта hl-away ! info
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 

Вход
 

Облако тегов

Cтатистика
Интернет карта
Каталог сайтов и ссылок url.moy.su

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были: