Водители автомобилей относятся к числу тех работников, чей труд носит особый характер. Эти особенности определяются тем, что данный труд непосредственно связан с движением транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности. В процессе трудовой деятельности на водителей автомобилей воздействует широкий спектр вредных факторов производственной среды: шум и инфразвук в кабине, вибрация рабочего места, наличие токсичных веществ в кабинах, и наиболее мощный из производственных факторов – нервно-эмоциональное напряжение. Водитель постоянно находится в огромном информационном потоке среды движения и несет ответственность за безопасность, жизнь и здоровье участников транспортного процесса, сохранность груза. Трудовое законодательство Российской Федерации, в том числе Трудовой кодекс, устанавливает только общие трудовые нормы – рабочее время и минимальный непрерывный отдых в течение недели. В связи с этим действуют дополнительные нормы, частично ограничивающие применение общих правил, основными из которых являются максимальная продолжительность рабочего времени управления автомобилем, а также минимальное время межсменного отдыха. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей определяются Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.04 № 15 (далее – Положение). Положение распространяется на всех водителей, работающих по трудовому договору на автомобилях, если эти автомобили принадлежат организациям (независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности), индивидуальным предпринимателям и иным лицам, зарегистрированным и осуществляющим перевозочную деятельность на территории России. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательны для всех работодателей. Положение не распространяется лишь на две категории водителей: • занятые на международных перевозках; • работающие в составе вахтовых бригад. Для регулирования труда и отдыха первой категории применяется международные договора и соглашения РФ, в частности, Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, для второй – нормативные правовые акты, регламентирующие порядок режима труда и отдыха лиц, работающих вахтовым методом, в частности, ТК РФ (гл. 47). Продолжительность рабочего времени Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать установленной ТК РФ для всех работников – 40 часов в неделю. Согласно Положению для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. Одна из особенностей режима рабочего времени водителей состоит в том, что для них наряду с продолжительностью рабочего дня (смены) установлена предельная продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня – 9 ч, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов – 8 ч. Чтобы обеспечить выполнение этой нормы, работодатель обязан наряду с учетом рабочего времени каждого водителя вести отдельный учет времени управления им автомобилем. Графики работы (сменности) Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие (часть 4 ст. 103 ТК РФ). Они устанавливают время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом установленных норм рабочего времени. Состав рабочего времени Рабочее время водителя состоит из следующих периодов: • время управления автомобилем; • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах. На междугородных перевозках после первых 3 часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха в пути продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые 2 часа. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указываются в задании по времени на движение и стоянку автомобиля. В том случае, если время предоставления специального перерыва совпадает со временем предоставления перерыва для отдыха и питания, специальный перерыв не предоставляется; • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках • для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; • время медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии; • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; • время простоев не по вине водителя; • время проведения работ по устранению возникших на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; • время охраны груза и автомобиля на стоянке в конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок (если такие обязанности предусмотрены трудовым договором, заключенным с водителем). Время охраны груза и автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 30%. Если перевозка на одном автомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиля засчитывается в рабочее время только одному водителю; • время присутствия водителя на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей. Это время засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 50%; • иные периоды времени, предусмотренные законодательством. Суммированный учет рабочего времени В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, для водителей устанавливается суммированный учет рабочего времени. Смысл суммированного учета рабочего времени состоит в том, что продолжительность ежедневной и (или) еженедельной работы может быть более установленной нормы, но общая продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов. В отличие от правил, установленных ТК РФ, учетный период для водителей автомобилей составляет один месяц. На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, допускается установление учетного периода продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность ежедневной работы (смены) водителей при суммированном учете рабочего времени не может превышать 10 ч. Исключение составляют случаи, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до места отдыха. В этих случаях продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 ч. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя. Еще одно исключение сделано для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах. Для них при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) также может быть увеличена до 12 ч. Увеличение продолжительности ежедневной работы (смены) при суммированном учете рабочего времени сопровождается увеличением и времени управления автомобилем в течение рабочего дня. Оно может быть увеличено до 10 ч, но не более двух раз в неделю. При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 ч. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха при суммированном учете рабочего времени должна быть не менее 12 ч. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей, – не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы. Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) при суммированном учете рабочего времени устанавливаются в различные дни недели согласно графикам работы (сменности), при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть сокращена, но не менее чем до 29 ч. В среднем за учетный период продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 ч. Работа в праздничные дни, установленные для водителя графиком работы (сменности) как рабочие, при суммированном учете рабочего времени включается в норму рабочего времени учетного периода. Разделение рабочего дня на части Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более 2 часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать установленной для водителей, работающих в обычном режиме или в условиях суммированного учета рабочего времени. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте расположения организации или в месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается. Ненормированный рабочий день Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день. Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях. Водители, для которых установлен ненормированный рабочий день, могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Водителям с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Продолжительность дополнительного отпуска определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и не может быть менее трех календарных дней. Сверхурочная работа Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных статьей 99 ТК РФ. Это означает, что в случаях возникновения непредвиденных обстоятельств, прямо предусмотренных Кодексом, привлечение к сверхурочным работам производится с письменного согласия работника, а в иных случаях – с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого водителя 4 ч в течение двух дней подряд и 120 ч в год. Дополнительно к этим правилам установлено, что при суммированном учете рабочего времени сверхурочная работа водителей автомобилей в течение рабочего дня (смены) вместе с работой по графику, как правило, не должна превышать 12 ч, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 1,3 части второй статьи 99 ТК РФ Случаи, когда допускается привлечение работника к сверхурочным работам, указаны в ст. 99 ТК РФ. При решении вопроса о привлечении водителей к сверхурочным работам работодатель должен учитывать требования ч. 1 ст. 329 ТК РФ, согласно которой работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Это относится как к сверхурочным работам, так и к работе по совместительству. Время отдыха: перерывы, междусменный отдых и выходные дни Водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более 2 ч, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 ч водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 ч и не менее 30 мин. Перерывы для отдыха и питания, в отличие от специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем, не включаются в рабочее время. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным (междусменным) отдыхом, и его продолжительность должна составлять не менее 42 ч. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни В нерабочие праздничные дни допускаются работы, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, работы по обслуживанию населения, а также неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы. С письменного согласия водителя он может быть привлечен к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), или в нерабочий праздничный день для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества, выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит нормальная работа организации. В других случаях водитель может быть привлечен к работе в выходной или нерабочий праздничный день с его письменного согласия и с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации. Участие представительного органа работников в установлении режима труда В соответствии с ТК РФ Положение предусматривает участие представительного органа работников в решении целого ряда вопросов, связанных с установлением режима труда водителей. Работодатель обязан учитывать мнение представительного органа работников организации в следующих случаях: • при утверждении графика работы (сменности); • при введении суммированного учета рабочего времени, в т. ч. при установлении для водителей, работающих на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, суммированного учета рабочего времени с увеличением продолжительности ежедневной работы (смены) до 12 ч; • при принятии локального нормативного акта о разделении рабочего дня водителей на части; • при установлении ненормированного рабочего дня; • при определении состава и продолжительности работ, включаемых в подготовительно-заключительное время, и продолжительности времени проведения медицинского осмотра водителя; • при установлении продолжительности времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время; • при установлении засчитываемой в рабочее время продолжительности времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, в случае направления в рейс двух водителей. Статья 372 ТК РФ устанавливает порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем. С учетом мнения представительного органа работников или выборного профсоюзного органа данной организации работодателем решаются и иные вопросы, затрагивающие интересы работников, когда это предусмотрено ТК РФ. Перечисленные особенности режима рабочего времени и времени отдыха могут устанавливаться также в ином порядке – по согласованию с представительным органом работников, если это предусмотрено коллективным договором или соглашением. P.S. Критерием для дифференциации в правовом регулировании труда работников транспорта выступает особый характер выполняемой ими трудовой функции. С целью защиты прав водителей в нормах трудового законодательства предусмотрены специальные условия для выполнения работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, а также регулирования режима отдыха. Они регламентированы Положением «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.04 № 15. Регулирование по вопросам рабочего времени и времени отдыха водителей, не предусмотренным в Положении № 15 , осуществляется в порядке, установленном ТК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ. Это относится, в частности, к отпускам, как основным (в т. ч. удлиненным), так и дополнительным. Статья подготовлена начальником отдела автопарка Шевцовым А.С. Компания ООО «Корпоративные системы» г. Магнитогорск Адрес сайта: www.sike.ru _______________________________________________________ В статье были использованы материалы следующих источников: 1. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.04 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» 2. Трудовой кодекс Российской Федерации, гл. 47, ст. 99, 103, 329, 372 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.02 № 877 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы» 4. Статья Щурова Е.В. «Режимы труда и отдыха водителей автомобилей». 5. Статья Иванкиной Т.В. «Об особенностях режима работы водителей автомобилей». 6. Статья «Особенности регулирования труда работников транспорта».
Категория: Исследования | Добавил: oeliosova (04.05.2008)
| Автор: Корпоративные системы
| Просмотров: 1508
| Рейтинг:
|
Всего комментариев: 0
Дорогие посетители и пользователи, пожалуйста, оцените публикацию и напишите свой комментарий к ней, тем самым Вы поможете развитию проекта hl-away ! info
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]