Сделать стартовой Отправить e-mail Главная  Блог  Новости  Форум  Гостевая  Статьи  Файлы  Изображения  Онлайн игры  Сайты  Фильмы на DVD  Каталог карт CS  Winamp обложки English version Die deutsche version La version francaise النسخة العربية

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Загадки истории » Кто первым крестил Киевскую Русь? [ Добавить материал ]
 
Семь чудес света [7] Загадки истории [175]
 
Кто первым крестил Киевскую Русь?
11.10.2009
Известно даже школьникам -крещение Киевской Руси состоялось при князе Владимире Красное Солнышко в 988 году. Но все ли было так просто? Ведь среди специалистов по византийской истории существует мнение, что империя крещение Руси при Владимире не очень-то и заметила. В силу того, что... считала Русь христианским государством уже до этого.

Действительно, известия об обращениях жителей Южной Руси к христианству появляются еще в IV веке. Блаженный Иероним писал: "Гунны изучают Псалтирь; хладная Скифия согревается огнем веры истинной; войска рыжих и белокурых гетов и даков носят за собой походные храмы". Под именем хладной Скифии подразумевалась та ее часть, что простиралась от левого берега Дуная до Дона, где, по свидетельствам древних, еще с начала нашей эры обитали славяне. В то время у гетов, живших на территории нынешней Бессарабии вместе со славянами, образовалась епархия. О распространении веры между скифами и гетами более всего заботился святой Иоанн Златоуст. Он посылал миссионеров к скифам, жившим за Дунаем, а к гетам отправил епископа Ульфилу. Но гунны, авары и болгары, накатываясь волна за волной, опустошали Скифию, и христианство, еще слабое в тех местах, искоренялось язычниками.

На севере Русской земли вести о христианстве, судя по всему, появились в середине IX века. Именно тогда жители Великого Новгорода пригласили к себе на княжение скандинава Рюрика. Два его сподвижника, Аскольд и Дир, отправились из Новгорода искать счастья в Константинополь. Набеги грабительских шаек славян и викингов на земли Византийской империи тогда редкостью не были. Вот и эти двое, собрав отряд, на 200 ладьях отправились к Царьгра-' ду. Их дружина опустошила берега Мраморного моря и заставила трепетать столицу империи. Тогда патриарх Фотий, заботившийся о просвещении славян, вынес из Влахернского храма ризу Богоматери и погрузил ее в море. До того момента спокойное, море вдруг закипело бурей, которая разбила суда руссов. Аскольд и Дир, объятые страхом, уверовали во Христа. Вскоре в Константинополь прибыло от славян мирное посольство, прося приобщить их к Божьему крещению.

Византийские хроники рассказывают об учреждении архиепис-копии на Руси, созданной стараниями императора Василия I и патриарха Игнатия. Архиепископ стал любезен народу благодаря следующему случаю. Читаем в "Продолжателе Феофана": "Однажды князь этого племени собрал сходку их подданных и воссел впереди со своими старейшинами, кои более других по многолетней привычке были преданы суеверию, и стал рассуждать с ними о христианской и исконной вере. Позвали туда и иерея и спросили его, что он им возвестит и чему собирается наставлять. А тот, протягивая священную книгу божественного Евангелия, возвестил им некоторые из чудес Спасителя и Бога нашего и поведал по Ветхому завету о чудотворных Божьих деяниях. На это россы ответили: "Если сами не узрим подобного, не откроем ушей речам твоим". А он, веря в истину рекшего: "Если что попросите во имя мое, то сделаю" и "Верующий в меня, дела, которые творю я, и он сотворит и больше сих сотворит, когда оное должно свершиться не напоказ, а для спасения душ, - сказал им. - "Хотя и нельзя искушать Господа Бога, но если от души решили вы обратиться к нему, просите, что хотите, и все полностью ради веры вашей совершит Бог". И попросили они бросить в разложенный ими костер саму книгу веры христианской, божественное и святое Евангелие, и если останется она невредимой и не опаленной, то обратятся к Богу, им возглашаемому. После этих слов поднял иерей глаза и руки к Богу и рек: "Прославь имя твое, Иисус Христос, Бог наш, в глазах этого племени", - и метнул в пламя костра книгу святого Евангелия. Прошло немало времени, и когда погасло пламя, нашли святой том невредимым и нетронутым, никакого зла и ущерба от огня не потерпевшим.

Увидели это варвары, поразились величию чуда и уже без сомнений приступили к крещению".

После этого в глазах византийцев Русь стала во многом страной христианской. Немецкие же хроники, всячески живописуя языческие заблуждения поляков, не забывают упомянуть, что на восток от этих языческих земель находится Киев - "краса и гордость городов греческих". Хотя не все было столь гладко. Князь Олег, убивший Аскольда и Дира и воцарившийся в Киеве, был настоящим язычником. Он вновь устроил большой морской поход на Константинополь, и на сей раз греки откупались деньгами. Христианство в Киеве скорее слабело, нежели усиливалось. Впрочем, и Олег знакомил руссов с христианством. Когда его послы побывали в Царьграде для заключения мирного договора, им показали "страсти Господни, терновый венец, гвозди и хламиду багряную", а также мощи святых, и учили их христианской вере. Вернувшись в Киев, послы рассказывали землякам, что видели и слышали.

При князе Игоре вера Христова в Киеве получила больше покоя и свободы. В договоре, который князь заключил с византийцами, упоминается о том, что крещеные руссы будут присягать в соборной церкви святого Илии в Киеве и целовать крест. Из этого можно понять, что христиан среди руссов было уже столько, что их необходимо было упоминать в договоре, а в Киеве был соборный храм, что может указывать на существование еще нескольких православных церквей. Но еще ярче воссиял свет Евангелия после смерти Игоря. После того как в 946 году князя убили древляне, в Киеве стала править его супруга Ольга. При ней в стольном граде было много христиан. Одаренная проницательным умом, Ольга видела непорочную жизнь православных и понимала, что язычество не могло воспитать таких людей.

Ольга скончалась летом 969 года, завещав не совершать над ней языческой тризны и не насыпать кургана. Она послала деньги на поминовение патриарху, и духовник ее совершил над ней погребальное пение. Летописец Нестор говорит об Ольге: "Она предтекла христианству в земле нашей, как зарница пред солнцем, как утренняя заря пред светом полуденным; как луна в ночи, так светила она между людьми неверными. Она и по смерти молит Бога за Русь".

Л.Лемешева "Интересная газета. Загадки цивилизации" №1 2008 г.


Источник: http://www.x-files.org.ua/articles.php?cat_id=4&rowstart=90
Теги: крестил, Киевскую, Русь?, Кто, первым
Категория: Загадки истории | Добавил: Gangsta-Sun (11.10.2009) | Просмотров: 261 | Рейтинг: Голосов: 0/Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Дорогие посетители и пользователи, пожалуйста, оцените публикацию и напишите свой комментарий к ней, тем самым Вы поможете развитию проекта hl-away ! info
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 

Вход
 

Облако тегов

Cтатистика
Интернет карта
Каталог сайтов и ссылок url.moy.su

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были: