Сделать стартовой Отправить e-mail Главная  Блог  Новости  Форум  Гостевая  Статьи  Файлы  Изображения  Онлайн игры  Сайты  Фильмы на DVD  Каталог карт CS  Winamp обложки English version Die deutsche version La version francaise النسخة العربية

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Загадки истории » Разоблачение мифа о ваххабизме [ Добавить материал ]
 
Семь чудес света [7] Загадки истории [175]
 
Разоблачение мифа о ваххабизме
22.10.2009
Разоблачение мифа о ваххабизме В последние годы, особенно после 11 сентября, "востоковеды в штатском" по обе стороны океана пугают весь мир ваххабизмом, называемым ими идеологической основой Усамы бен Ладена и его "Аль-Каиды" и самой крупной "исламской угрозой" всему цивилизованному человечеству. В своем труде "Ваххабитский ислам. От возрождения и реформ до всемирного джихада", американская исследовательница из Джорджтаунского университета Натана Делонг-Бас разоблачает полную несостоятельность такого рода представлений.
Это направление ислама, поддерживаемое, между прочим, королевской семьей Саудовской Аравии, многими характеризуется как экстремистское, радикальное, пуританское, отрицающее модернизацию, женоненавистническое и воинственное. Ваххабизм клеймят как наиболее ретроградное воплощение ислама и "одно из самых ксенофобских радикальных исламских движений, какие только могут существовать". Основателя же ваххабизма - богослова ХVIII века Мухаммеда Ибн Абд аль-Ваххаба - представляют неотесанным мужланом и в то же время "лепят" из него "первого известного идеолога тоталитаризма". Однако насколько все эти распространенные ныне по всему миру стереотипы соответствуют действительности?
Делонг-Бас, в частности, пишет: "Подлинный Мухаммед Ибн Абд аль-Ваххаб, как это видно из его сочинений, был хорошо образованным, много повидавшим ученым и плодовитым писателем... Высочайший уровень религиозной компетентности основателя ваххабизма резко контрастирует с немногочисленностью вынесенных им юридических постановлений (фетв). Значительно более важна его настойчивость в следовании кораническим ценностям, таким, как максимальные усилия в деле сохранения человеческой жизни даже во время джихада как священной войны, терпимость к другим религиям и отстаивание равноправия мужчин и женщин. Мировоззрение Ибн Абд аль-Ваххаба в корне отличается от картины мира нынешних воинствующих экстремистов. Читатель его трудов не обнаружит в них ксенофобии, воинствующей идеологии, женоненавистничества, экстремизма и буквализма в истолковании Писания, т. е. всего, что ассоциируется сегодня с ваххабизмом".
На основании своего личного знакомства с первоисточником (сочинениями самого основателя ваххабизма) Делонг-Бас делает вывод о том, что Ибн Абд аль-Ваххаб ни в коем случае не может считаться крестным отцом современных террористических движений. Он был олицетворением тех реформ, которые отражали основные течения исламской мысли XVIII века, а свое видение исламского общества основывал на строгом монотеизме, под сенью которого сосуществовали бы мусульмане, христиане и иудеи. Избегая ограниченности в толковании Корана и хадисов (высказываний и деяний пророка Мухаммеда), Ибн Абд аль-Ваххаб призывал как мужчин, так и женщин читать и перечитывать Писание мусульман, предпринимая его толкование лишь с опорой на исторический контекст. В своем понимании теологии и исламского закона Ибн Абд аль-Ваххаб в большей степени опирался на коранические ценности, чем на буквалистские интерпретации. Будучи убежденным сторонником прав женщин, он призывал к уравниванию прав мужчины и женщины в браке, возможности получения женщинами образования и участия в общественной деятельности.
В своем всестороннем исследовании понимания Ибн Абд аль-Ваххабом военизированного джихада Делонг-Бас подробно останавливается на его концепции, согласно которой джихад - не более чем самозащита мусульманской общины от внешней агрессии.
Тем не менее в наши дни без должных на то оснований распространено мнение, что ярым ваххабитом является "террорист №1" Усама бен Ладен. Но так ли это на самом деле? Делонг-Бас пишет: "Так как он первоначально был саудовским гражданином ... многие стали ассоциировать воззрение Усамы бен Ладена с ваххабизмом. Однако идея о разделении мира на две противоборствующие части и идея всемирного джихада не имеют ничего общего с ваххабизмом. Существует предположение, что на формирование представлений Бен Ладена о джихаде определенное влияние оказал суфизм. Это предположение основывается на том, что второй человек в "Аль-Ка-иде", аз-Завахири, является суфийским шейхом. Например, Бен Ладен часто говорит о "тмшине, спокойствии (сикине"), которая опускалась на него во время битвы: "Однажды только 30 метров отделяли меня от русских, и они старались схватить меня, но я почувствовал такое спокойствие в моем сердце, что я заснул". Смысл этого заявления ясен: те, кто намереваются выполнить Божью волю, не испытывают страха, несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Поэтому даже в разгар джихада можно ощущать мир, если человек сражается за правое дело. Такое прославление и облагораживание войны отсутствует в произведениях Ибн Абд аль-Ваххеба".
Ваххабизм и взгляды Бен Ладена и прочих современных экстремистов, прикрывающихся исламской терминологией, по сути дела не имеют ничего общего. Американская исследовательница подчеркивает: "Отличия между мировоззрениями Ибн Абд аль-Ваххаба и Усамы бен Ладена многочисленны и разнообразны. Бен Ладен проповедует не признающий никаких исключений всемирный джихад, Ибн Абд аль-Вех-хаб же выступал за географически ограниченный джихад, цель которого заключалась в установлении договорных отношений между противниками. Бен Ладен проповедует войну против христиан и иудеев, Ибн Абд аль-Ваххаб призывал к мирным отношениям с ними. Бен Ладен провозглашает необходимость вести войну против неверия, Ибн Абд аль-Ваххаб выступал за мирное сосуществование, социальный порядок и за поддержание торгово-экономических отношений. Бен Ладен призывает убивать всех неверных и уничтожать их имущество, Ибн Абд аль-Ваххаб жестко ограничивал убийстве и разрушения..."
Ваххебитский ислам не представляет собой нечто монолитное и косное. За прошедшие 250 лет произошли изменения в доктрине, появились новые проблемы и новые акценты. Однако воинствующий ислам, пропагандируемый в честности Усамой бен Ладеном, не возник на основе учения Ибн Абд аль-Ваххаба и не представляет ваххабизм.

Автор: В.Пруссаков
Источник: "Интересная газета. Магия и мистика" №6 2009 г.


Источник: http://www.x-files.org.ua/articles.php?article_id=1723
Теги: Разоблачение, ваххабизме, мифа
Категория: Загадки истории | Добавил: Gangsta-Sun (22.10.2009) | Просмотров: 270 | Рейтинг: Голосов: 0/Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Дорогие посетители и пользователи, пожалуйста, оцените публикацию и напишите свой комментарий к ней, тем самым Вы поможете развитию проекта hl-away ! info
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 

Вход
 

Облако тегов

Cтатистика
Интернет карта
Каталог сайтов и ссылок url.moy.su

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были: