Сделать стартовой Отправить e-mail Главная  Блог  Новости  Форум  Гостевая  Статьи  Файлы  Изображения  Онлайн игры  Сайты  Фильмы на DVD  Каталог карт CS  Winamp обложки English version Die deutsche version La version francaise النسخة العربية

Каталог статей

Главная » Статьи » История » Загадки истории » Спартанцам было не до науки [ Добавить материал ]
 
Семь чудес света [7] Загадки истории [175]
 
Спартанцам было не до науки
15.09.2009
Знаменитая спартанская и не менее известная афинская системы воспитания Древней Греции могут рассматриваться как родоначальницы многих направлений современного образования. Термин "спартанское воспитание" вошел в современный язык как определение строгого, военно-прикладного стиля, основанного на культивировании непритязательности, бытовой скромности, физической выносливости учащихся. Принципы спартанской школы, несомненно, пережили века и заняли соответствующее место в современной системе воспитания.

Образование в Спарте было привилегией детей рабовладельцев. Мальчиков и девочек в возрасте с 7 до 15 лет обучали по общественному типу, т. е. вне семьи. В возрасте от 15 до 20 лет юноши проходили дальнейшее усиленное образование, в частности, наряду с физическим и военным совершенствованием они получали музыкальное образование, обучались искусству точно и кратко формулировать свои мысли, лаконично отвечать на вопросы. По преданию этими способностями особенно славились жители области Лаконии, откуда и родилось выражение "лаконичность".

В спартанском обществе забота же об интеллектуальном развитии детей была сведена к минимуму. Более важное место занимали военно-физические дисциплины, но все-таки детей учили письму, счету. Так, например, грамоте мальчиков учили только в пределах необходимости: чтобы умели прочитать приказ и подписать свое имя. Дальнейшее углубление в предмет считалось роскошью и его целесообразность отрицалась.

В противовес этому большое внимание спартанские власти уделяли хоровому пению. Уже древними философами было замечено, что "ритм и мелодия содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности... а также прочих нравственных качеств". Хором пели, мужчины на праздниках, воины на поле боя. Музыка сплачивала людей, создавала настроение единства и силы и была возведена спартанцами до уровня культа. "В песнях было заключено своего рода жало, будившее мужество, нечто, увлекавшее душу восторженным порывом к действию". Все песни носили военный характер и были либо хвалебными, прославлявшие павших за Спарту, либо порицавшие трусов и призывающие к подвигу.

Грамота и музыка были единственными предметами, помимо физических упражнений, преподаваемые детям в рамках государственного образования.

Однако это не дает право называть спартанцев "абсолютно безграмотными" по той причине, что они оказались невежественными только в тех областях знаний, которые не касались их военно-лагерного образа жизни. В области же воспитания силы тела и духа и других вопросах, связанных с военной политикой государства (куда спартанское правительство отнесло также грамматику и музыку, полностью милитаризовав эти науки и подчинив их своим целям), спартанцев упрекнуть в невежественности нельзя.

После окончания курса обучения юноши сдавали итоговые экзамены, главным из которых было испытание на выносливость. На этом испытании выпускников публично секли у алтаря богини Артемиды. Юноши, достойно прошедшие это испытание, не показавшие страха перед болью, не дрогнувшие и не проронившие ни звука во время экзамена, получали оружие и становились полноправными спартанцами. В одной из многочисленных легенд, свидетельствующих о выносливости спартанцев, говорится о мальчике, который держал на груди под одеждой пойманного лисенка и который смог ничем не показать боли, когда лисенок грыз и раздирал его тело.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: "Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине, и мужчине," - эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступа-

ли мужским. Это объяснялось тем, что "от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми". Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов,

Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина по традиции рассматривалась как хранительница домашнего очага. Хотя и довольно "суровая" хранительница, как раз под стать мужчинам.

М.Мартыненко "Интересная газета. Тайны истории" №2 2007 г

Источник: http://www.x-files.org.ua/index.php

Теги: науки, не, до, Спартанцам, было
Категория: Загадки истории | Добавил: Gangsta-Sun (15.09.2009) | Просмотров: 290 | Рейтинг: Голосов: 0/Рейтинг: 0.0 |
Всего комментариев: 0
Дорогие посетители и пользователи, пожалуйста, оцените публикацию и напишите свой комментарий к ней, тем самым Вы поможете развитию проекта hl-away ! info
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 

Вход
 

Облако тегов

Cтатистика
Интернет карта
Каталог сайтов и ссылок url.moy.su

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сегодня были: